Деятельность системы образования района все предшествующие годы была направлена на обеспечение нового качества образования, позволяющего сформировать в стенах образовательных учреждений конкурентоспособную личность.
За эти годы не произошло заметного усиления социально-педагогической деятельности, направленной на формирование у школьников духовно-нравственных ценностей. Причины общеизвестны: неблагоприятный экономический фон и негативность самих педагогов перестроить систему воспитательной работы. В связи с этим Министерством образования и молодежной политики ЧР было принято решение посвятить августовские конференции влиянию приоритетного национального проекта «Образование» на процесс модернизации системы образования в районах. Можем уже подвести некоторые итоги проделанной нами совместно работы. Хотелось бы отметить наши безусловные достижения и рассказать о возникающих трудностях.
В целях реализации в районе приоритетного национального проекта «Образование» составлен и утвержден план мероприятий Постановлением Главы Козловского района от 10.02.2006 года №31-А. Реализация национального проекта «Образование» в районе является приоритетным направлением деятельности в обеспечении доступности качественного образования. Для успешной реализации проекта созданы организационно-правовые условия, современная учебно-материальная база школ, сформирован квалифицированный кадровый состав, способный обеспечить инновационное развитие образования.
Согласно действующей нормативно-правовой базе 4 дошкольных образовательных учреждения, 2 основных, 11 средних школ, лицей, 2 учреждения дополнительного образования (ЦДЮТ, ДЮСШ) района находятся в ведении муниципалитета – управления образования. Исключением является Козловская СОШ-интернат – республиканского значения, который изменил свой статус. С 2006 года – Козловский детский дом.
Всего в 2005-2006 учебном году дошкольные образовательные учреждения района посещало 584 ребенка, охват 43 %, для сравнения в республике этот показатель составил 63 %.
В условиях возрастания роли новых форм организации предшкольной подготовки, обеспечивающей преемственность между дошкольным и школьным образованием, в качестве приоритетной рассматривается задача обеспечения равных стартовых возможностей для всех детей дошкольного возраста. 2 группы кратковременного пребывания созданы при Карамышевской СОШ, по 1 группе – при Кинерской ООШ и Солдыбаевской СОШ. Успешно работали «Школа будущего первоклассника» на базе городских № 1,2,3 школ. Особую значимость в условиях изменения образовательной среды приобретает психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ: диагностика уровня психического, физического развития, организация коррекционно-развивающего обучения, подготовка к обучению в школе. Психологическую помощь получили 114 воспитанников детских садов и 33 воспитанника дошкольных групп детского дома, логопедическую - 85.
В истекшем учебном году дополнительным образованием было охвачено 265 детей дошкольного возраста. Кроме того, 54 ребенка изучали английский язык на платной основе.
В дошкольных образовательных учреждениях проведено благоустройство территории, текущий ремонт групповых помещений, музыкальных залов за счет спонсорской помощи на общую сумму 65,5 тысяч рублей.
Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей.
Аттестаты особого образца получили за курс основного общего образования 15 (4%) из 372 учащихся, за курс среднего (полного) общего образования – 32 выпускника (7%) из 441. Увеличилось количество медалистов с 29 до 32. Улучшилась качественная успеваемость учащихся на 6,7% и составляет 49,5%. Уменьшилось количество неуспевающих – 0,2% (в 2004/05 - 0,3%).
Результаты ЕГЭ позволяют анализировать образовательную ситуацию в районе и принимать управленческие решения. Из года в год увеличивается количество предметов по выбору и экзаменов в форме единых государственных. Итоги ЕГЭ по математике текущего года хуже по сравнению с результатами прошлого года: на «5» написали 14,3%, на «2» - 5,2%.
Для стимулирования общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы еще одним важным аспектом, наглядно иллюстрирующим преимущества программно-целевого метода управления в системе образования, является обязательное условие обеспечения поддержки школы через развитие материально-технической базы путем осуществления на конкурсной основе закупок необходимого научного, учебного, учебно-лабораторного оборудования. В 2005-2006 учебном году Тюрлеминская СОШ приняла участие в конкурсе на соискание премии Президента Российской Федерации и гранта Президента Чувашской Республики за активное внедрение инновационных образовательных программ и выиграла грант
С 1 декабря 2005 года по 17 февраля 2006 года в районе с успехом прошел конкурс «Лучший классный руководитель – 2006». В данном конкурсе приняли участие 8 педагогов.
13 учителей из 7 общеобразовательных учреждений района участвовали в конкурсе на денежное поощрение за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование. Победителем стал Степанов Валерий Аркадьевич, учитель биологии Карачевской СОШ, занявший 33 место в рейтинге из 112 участников конкурса.
Выросло число участников республиканских предметных олимпиад с 46 до 55 человек и три ученика приняли участие на Всероссийской олимпиаде по биологии. Однако сократилось количество победителей и призеров с 10 до 6. В качестве поддержки талантливой молодежи 9 учащихся из Козловских СОШ №2,3, Карамышевской, Карачевской и Тюрлеминской СОШ получают стипендии Президента Чувашской Республики за особую творческую устремленность, что на 5 человек больше предыдущего года. Стипендии ФОНДА «Чувашия» получали три выпускника 2004-2005 учебного года Карачевской и Тюрлеминской СОШ, а по итогам 2005-2006 учебного года - назначена трем выпускникам Карачевской СОШ. В дальнейшем планируются денежные премии в размере 60 и 30 тысяч рублей, которые будут вручаться гражданам России в возрасте от 14 до 35 лет.
Огромная, хотя и не всегда стопроцентно успешная работа проведена в рамках реализации направления Приоритетного национального проекта «Образование» «Повышение уровня воспитательной работы в школах». В настоящее время в районе выплачено 1,099 млн. рублей в качестве вознаграждения педагогическим работникам за выполнение функций классного руководителя, за осуществляемую им координацию воспитательной работы в классе. Задача данного направления национального проекта – усилить контроль и поддержку классных руководителей, установление ответственности за качественное исполнение должностных обязанностей.
Особое внимание уделяется вопросам профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. На данный период на внутришкольном учете состоит 108 учащихся, КДН – 43, ПДН РОВД – 45, за которыми закреплены общественные воспитатели из числа педагогов и родительской общественности. Создан банк данных неблагополучных семей – 65.
Составной частью укрепления здоровья детей является летняя оздоровительная кампания. В летний период в районе функционировало 8 пришкольных оздоровительных лагерей с дневным пребыванием с общим охватом 330 детей и один профильный при ДЮСШ, где было охвачено отдыхом и тренировками 40 юных спортсменов по двум видам спорта: футбол и легкая атлетика.
12 детских общественных организаций приняли участие в V районном слете детских общественных объединений, деятельность которых направлена на развитие школьного самоуправления, формирования деловых и лидерских качеств у учащихся.
Детская общественная организация «Надежда» Тюрлеминской СОШ приняла участие на республиканском слете Детских общественных организаций в г. Алатырь.
Расширяются услуги системы дополнительного образования. В ЦДЮТ и ДЮСШ дополнительным образованием охвачено 86% учащихся.
ДЮСШ в течение учебного года к занятиям было привлечено 772 учащихся (29 спортивных секций). Большое внимание уделялось проведению соревнований районного, городского, школьного масштаба. По итогам I полугодия 3640 человек приняло участие в районных, республиканских соревнованиях. Непросто с финансированием по организации мероприятий и выездов на республиканские соревнования, многие из которых осуществлялись с помощью спонсоров или усилиями самих учащихся и тренеров-преподавателей. Благодаря спонсорской помощи и поддержке в ДЮСШ появились боксерский ринг и татами – ковер для борьбы.
- В ЦДЮТ функционировали 71 кружок различной направленности, в которых занимались в свободное от учебы время 1480 учащихся. В расчете на одного педагога приходится 21 обучающийся. Возросло число участников и победителей конкурсов республиканского и межрегионального уровней.
В рамках реализации мероприятий подпрограммы «Одаренные дети», направленной на создание благоприятных условий для интеллектуального, физического и творческого развития детей, осуществлялось проведение системных районных, республиканских конкурсов и интеллектуальных соревнований, учебно-исследовательских конференций, спартакиады. 2635 учащихся приняли участие в 30 республиканских мероприятиях.
Эффективным механизмом повышения доступности качественного образования является внедрение современных информационных образовательных технологий, в том числе дистанционного обучения, использование новейших электронных образовательных ресурсов, участие в конкурсах. Так, в 2005-2006 учебном году в районном конкурсе «Лучший урок с использованием ИКТ» приняло участие 6 учителей. В течение последних лет велась совместная работа по информатизации общего образования.
На сегодняшний день число компьютеров в образовательных учреждениях района составляет 178, что на 60 единиц больше, чем в 2005 году. В среднем на один компьютер приходится 18 учащихся. Одиннадцать школ подключены к сети ИНТЕРНЕТ (65%, в 2005 году – 47%).
Направление приоритетного национального проекта «Образование» «Внедрение современных образовательных технологий» предполагает поэтапную реализацию нескольких крупных мероприятий: создание в сети Интернет информационных образовательных ресурсов, подключение всех средних школ к «всемирной паутине».
Средняя наполняемость классов по району составляет 15 учащихся, в том числе по городу – 23, по селу – 11.
Всего в районе три базовые школы: Козловская СОШ №3, Тюрлеминская и Карамышевская СОШ. В целях преемственности между дошкольными и школьными образовательными учреждениями, обеспечения качественного образования, социализации школьников к условиям современной жизни через предпрофильное и профильное обучение, внедрения новых технологий управления и обучения в районе созданы 4 образовательных округа для сетевого взаимодействия образовательных учреждений: два – на базе ресурсных центров – Козловская СОШ №3, Тюрлеминская СОШ и два округа по модели: кустовая базовая средняя школа – Карамышевская СОШ и Андреево-Базарский базовый центр профильного обучения. Определены направления профилей: гуманитарное, естественно-научное, информационно-технологическое, физико-математическое. С нового учебного года Козловская СОШ №3 приобрела статус Федеральной площадки по организации кадетских классов.
Задачи модернизации образования не разрешимы без обеспечения образовательных учреждений высококвалифицированными кадрами.
Школы района укомплектованы педагогическими работниками, общее число составляет 355, из них с высшей квалификационной категорией – 26, с первой – 136. Педагоги регулярно проходят курсы повышения квалификации, в 2005-2006 учебном году прошли – 32.
Однако предстоит качественное совершенствование кадрового потенциала системы образования: изменения возрастной структуры учителей, снижения доли лиц пенсионного возраста, их в районе 45 человек, и повышение уровня квалификации учителей по использованию ИКТ, электронных учебников, работы в профильных классах.
Кроме того, Министерство образования и науки Российской Федерации готовит дополнительные предложения по привлечению в школы молодых специалистов, включая обеспечение их жильем и предоставление грантов.
В становлении духовно-нравственной личности учащихся велика роль общеобразовательных предметов; прежде всего литература и предметы историко-обществоведческого и эстетического циклов закладывают основы знаний о нормах духовности и нравственности через историю и традиции нашего народа. С 2006-2007 учебного года в Козловской СОШ №1, Байгуловской, Карамышевской СОШ вводится преподавание нового предмета основы православной культуры.
Произошло увеличение объемов финансирования муниципальной системы образования. В районном бюджете в 2006 году расходы на образование утверждены в сумме 64135300 рублей, это превышает объем расходов, утвержденных в бюджете 2005 года. Обеспечена своевременная выплата работникам образования заработной платы, компенсационных выплат, отпускных, различных пособий. Заработная плата работников образования составила в среднем 3602 рубля.
В настоящее время материально-техническое состояние муниципальных учреждений образования следует признать удовлетворительным: 80% школ имеют оборудованные столовые и спортивные залы.
Подготовлена ПСД (проектно-сметная документация) по переводу котельной Карачевской школы со сметной стоимостью 1200000 рублей.
Материально-техническое обеспечение выделено как отдельное направление в районе, создающее основу для развития системы качественного образования. Необходимо с одной стороны – планомерное финансирование капитального ремонта школ, с другой – обновление учебного оборудования. Эта работа начата. В 2006 году 12 школ закупили учебное оборудование и мебель на общую сумму 3520005 рублей.
Актуальным остается обеспечение образовательных учреждений противопожарным оборудованием, в частности, автоматизированной пожарной сигнализацией. На сегодняшний день АПС установлена в Солдыбаевской СОШ, Козловской СОШ №3, Янтиковской ООШ, Козловском детском доме, а вот в МДОУ требует срочного ремонта.
Участие в национальном проекте послужит хорошим импульсом к дальнейшему развитию и совершенствованию, внедрению новых образовательных программ и технологий, в том числе и информационных, укреплению системы школьного воспитания, улучшению материально-технической базы, кадрового потенциала, потребности в непрерывном повышении квалификации и педагогического мастерства, в поиске новых, эффективных форм и методов работы, в самосовершенствовании.