Федеральный реестр
инвалидов (ФРИ) – это крупнейшая государственная информационная система,
которая содержит наиболее полные сведения о каждом гражданине с инвалидностью.
Концепция создания, ведения и использования ФРИ
утверждена распоряжением Правительства РФ от 16 июля 2016 г.
№ 1506-р. В опытную эксплуатацию ФРИ
запущен с 2017 года.
Оператором системы определен Пенсионный фонд России,поставщиками информации - министерства, ведомства и организации, оказывающие
услуги инвалидам: на сегодня это Федеральное бюро медико-социальной экспертизы,
Пенсионный фонд РФ, Федеральная служба по труду и занятости, Фонд социального
страхования РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство образования и науки РФ.
Информация ими предоставляется в режиме реального времени, т.е. в момент
оказания услуги.
Поставщики информации обеспечивают
защиту данных, передаваемых в Федеральный реестр инвалидов, и подписывают
размещаемые сведения усиленной квалифицированной электронной подписью. Законодательство
о персональных данных в Федеральном реестре инвалидов соблюдается по всем основаниям.
Цели создания ФРИ - информирование инвалидов о мерах
социальной поддержки, повышение качества государственных и муниципальных услуг,
организация статистического наблюдения за социально-экономическим положением
инвалидов для обеспечения органов власти актуальной аналитической информацией
об инвалидах.
Информационная система позволит оказыватьуслуги по назначению выплат инвалидам в электронной форме - без запроса
дополнительных документов и привязки к региону. Благодаря новой системе будут исключены
межведомственные запросы. Также будет обеспечен надлежащий контроль за назначением
федеральных и региональных выплат, предоставлением льгот в установленные
законодательством сроки.
Информация из ФРИ
служит и созданию условий для участия инвалидов в избирательном процессе. Дважды в год (по состоянию на 1 января и 1
июля) Пенсионный фонд передает центральным избирательным комиссиям на основании
данных ФРИ сведения о численности избирателей, имеющих инвалидность в связи со
стойкими расстройствами функций организма (слепота, глухота и т.п.), и
инвалидов, использующих кресла-коляски, протезы, собак-проводников. По данным
на 1 июля 2017 года Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики
получены сведения из ФРИ о более 8 тыс. таких избирателей по месту проживания.
В настоящее время на сайте ФРИ www.sfri.ru и в мобильном приложении
имеется статистическая информация и действует «Личный кабинет инвалида».
В разделе «Статистика.
Аналитика. Открытые данные» на сайте ФРИ представлена численность инвалидов по
полу, группам инвалидности, возрасту. Имеется
возможность выбора региона, года, месяца. В мобильном
приложении также есть данные и о занятости инвалидов в РФ, федеральных округах,
регионах. Пользоваться статистикой могут СМИ, общественные организации, граждане.
Данные Федерального реестра инвалидов для эффективного
планирования бюджета и подготовки отчетов могут использовать органы власти. Для
этого им необходимо получить доступ к аналитической подсистеме ФРИ, направив
соответствующую заявку в адрес оператора реестра - Пенсионного фонда РФ.
В «Личном кабинете инвалида» на сайте ФРИ www.sfri.ru и в мобильном приложении
гражданин уже сейчас может получить услуги различных ведомств, а также информацию о назначенных выплатах, исполнении индивидуальной программы реабилитации или
абилитации, найти ответы на вопросы, оставить отзыв о качестве обслуживания. Для
входа в «Личный кабинет» необходимо зарегистрироваться на Едином портале госуслуг
и один раз подтвердить учетную запись в Пенсионном фонде или МФЦ.
Функции ФРИ расширяются. Чувашская Республика – участник
пилотного проекта по информационному взаимодействию ПФР и региональных органов
власти в сфере охраны здоровья и разработки формата передачи в ФРИ сведений об
оказании инвалидам медицинской, паллиативной помощи, обеспечении
санаторно-курортным лечением, лекарствами и медицинскими изделиями. В целом по
России такие сведения будут предоставляться с 2018 года.
Также Чувашия в числе 12 регионов реализует пилотный
проект по назначению пенсий по инвалидности и ежемесячных денежных выплат по сведениям
ФРИ. Проект предусматривает назначение пенсий и выплат инвалидам из Чебоксар,
Алатыря и Шумерли на основании выписок из актов освидетельствования, которые размещены
в ФРИ органами медико-социальной экспертизы. Пилотный проект продлится до конца
2017 года.
К настоящему времени разработан порядок размещения в Федеральном
реестре инвалидов сведений об освоении инвалидом, ребенком-инвалидом дошкольных,
школьных, профессиональных (в том числе вузовских) образовательных программ и
дополнительных общеразвивающих программ. Представлять эти сведения будут
региональные органы образования.
Роструду и региональным органам власти предоставлена
возможность получения из ФРИ отчетности
о занятости инвалидов, которая поможет их трудоустройству с учетом рекомендаций
по реабилитации.
В 2018 - 2019 годах планируется расширитьперечень и состав сведений ФРИ, а также круг поставщиков информации. Будет обеспечена
интеграция ФРИ с Единой государственной информационной системой социального
обеспечения (ЕГИССО), оператором которой также является Пенсионный фонд России.
По данным Федерального
реестра инвалидов, на 1 ноября 2017 года в Чувашской Республике 84,8 тыс. инвалидов.
Отделение Пенсионного
фонда РФ по Чувашской Республике организует широкую
информационно-разъяснительную работу для органов власти, общественных
организаций и граждан о возможностях Федерального реестра инвалидов. 9 ноября
2017 года управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по Чувашской Республике
Роза Кондратьева доложила о состоянии формирования Федерального реестра инвалидов на заседании
Совета при Главе Чувашской Республики по делам инвалидов. Руководители
межрайонных управлений ПФР проводят «круглые столы», выступают на совещаниях в
местных администрациях, в СМИ, встречаются с населением.
|